1
 Рукомос - Новая Буржуазная Поэзия Международная литературная Волошинская премия

 

Разделы сайта


  На главную
  Манифест
  Люди
  Площадки
  Тексты
  Выступления
  Книги
  Заседания
  Статьи
  Отчеты
  IMHO
  Общага
  Форум
  Контакты

Для зарегистрированных членов ЛИТО

  Имя:

Пароль:


Литафиша.Ру



Rambler's
Top100 Rambler's Top100



Заметки о фестивале сетевой поэзии в Липках
Вячеслав Харченко

Пятого июля две тысячи третьего года в подмосковном пансионате «Липки» состоялся второй слет-фестиваль сетевой поэзии, в котором приняли участие около ста шестидесяти литераторов из России, Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Днепропетровска, Минска, Таллинна, Лиепая, Омска, Кемерово, Самары, Курска и других.
Если прошлогодний фестиваль напоминал сбор исполнителей авторской песни, то на этом организаторы впервые попытались заявить о сетевой литературе, как о составляющей русскоязычного литературного процесса. Ранее на такой точке зрения настаивали редакторы интернетовских сайтов и участники виртуальных ЛИТО (смотри, например, статью Юрия Ракиты «Кремниевый век» сетевой поэзии» в журнале «Октябрь»№ 4 за 2003 год или вашего покорного слуги в журнале «Сетевая поэзия» № 1).
Теперь к дискуссии "Сетевое будущее русской литературы" присоединились известные и уважаемые профессионалы: Алексей Алёхин, поэт, эссеист, главный редактор журнала поэзии "Арион"; Александр Житинский, создатель сетевого ЛИТО им. Лоренса Стерна и конкурса сетевой литературы "АРТ-ЛИТО", руководитель книжно-сетевого издательства "Геликон плюс" (СПб); Леонид Делицын, руководитель сетевого литературного конкурса "ТЕНЁТА"; Глеб Шульпяков, поэт, заведующий отделом поэзии журнала "Новая Юность"; Дмитрий Быков, поэт, журналист; Олег Любимов, представитель интернет-журнала "Русский Переплёт"; Владимир Пимонов, главный редактор журнала "Родомысл"; Владимир Сергеев, представитель Союза писателей России, Дмитрий Кузьмин, руководитель Союза молодых литераторов "Вавилон"; Алексей Лад, руководитель издательского дома "ЛАД" (Ярославль); а также поэты Инга Кузнецова, Дмитрий Тонконогов, Санджар Янышев, Александр Сорока.
Все-таки о таком явлении как сетевая литература нельзя говорить просто как о литературе в силу разнородности авторов, в ней присутствующих, и неоднозначности произведений, размещаемых ими в виртуальных пространствах. В частности, поэт и прозаик Дмитрий Быков на круглом столе, проведенном на фестивале, назвал ее вторичной. Совершенно очевидно, что любое поколение в лучшем случае рождает трех-четырех поэтов и десяток прозаиков, хотя русская литература всегда была сильна именно пластом авторов второго и третьего планов, и в одно время с Мандельштамом, Маяковским и Анненским писали Зенкевич, Лившиц и Курдюмов. Теперь мы наблюдаем, как на заре третьего тысячелетия альбомная лирика плавно перекочевала на страницы интернет-сайтов и вэб-страниц, при этом, нимало не смущаясь массовости, она заявляет о себе как о некоем новом явлении. Говорить о знаковости пока рано, но о некоторых особенностях поразмыслить стоит. Во-первых, сеть не любит единоличные проекты. Сеть вообще очень подозрительно относится к любому «априори верному высказыванию», чем и подкупает, и одновременно настораживает. Настороженность в том, что, как правило, любое полученное из сети знание - поверхностно. Зачастую школьнику, человеку, «индивиду интересующемуся» необязательно собственно знать что-либо, можно просто знать о чем-либо. И вот уже дзен-буддизм превращается в обыкновенную справку о дзен-буддизме из «Философского словаря», полученную посредством поисковой системы Яндекс. Мы наблюдаем, как когда-то значимые философские, литературные и исторические понятия становятся артефактами угасающей культуры, символами застывшей цивилизации. Если вы начнете с пристрастием пытать сетевого автора о том, что он имел в виду, употребляя слово «Гельгамеш», то с удивлением можете узнать, что этот эпический персонаж построил Ноев ковчег до Ноя.
Сеть - это всегда некоторое усредненное понимание, коллективный разум, «виртуальное информационное пространство» (этот тезис не раз подчеркивал в дискуссии, развернувшейся на фестивале, его организатор Юрий Ракита). Индивидуальный литературный проект в нем всегда «тонет», одному человеку не под силу без выхода в мир реальный, без постоянного эмоционального обмена с людьми, близкими по духу, долговременно поддерживать интерес к собственной персоне и собственным взглядам. Выигрывают концепции, когда после первичного участия «отцы-основатели» отходят на второй план. В рамки заданной ими игры вливаются новые участники, и в результате возникает не столкновение школ и направлений, а противостояние подходов к общению, к ученичеству, к способу обретения литературных знаний. С этой позиции интересно сравнить концепции сайтов Стихи.ру (на фестивале его представляли координатор Национальной Литературной Сети Дмитрий Кравчук и главный редактор Дмитрий Коломенский) и «Термитник Поэзии» (координатор Владимир Шевчук, редактор Андрей Новиков). Сайт Стихи.ру со дня своего основания ориентировался на вкусы читателей, в результате чего он является в настоящий момент самым посещаемым литературным русскоязычным порталом, где разместили произведения свыше тридцати семи тысяч авторов. Сайт «Термитник Поэзии» полагается на вкусы и предпочтения редакторов, которые при соблюдении определенных условий выбираются уже существующими редакторами путем голосования. Каждый редактор имеет индивидуальный взгляд на поэзию, что отражается в литературных обзорах произведений и в электронной рассылке стихотворений. Именно эта «профессиональная субъективность», несмотря на наличие народного поэтического конкурса, привела к тому, что сайт работает со значительно меньшим количеством авторов, и к нему реже обращаются читатели. Разница в подходах очевидна, противоположные концепции привели к предсказуемым результатам.
Руководитель "Вавилона" Дмитрий Кузьмин на фестивале утверждал, что сетевая поэзия «усредняет» автора, предпочитая стихи понятные и привычные произведениям изысканно новым. Ему же принадлежит термин «энтропия сети» - процесс создания урбанизированного, стандартизированного, глобального поэта. Если использовать физические понятия, где энтропия - мера хаоса, то под «энтропией сети» Дмитрий Кузьмин, скорее всего, подразумевает меру разрушения индивидуальности творческой личности.
Мне кажется, что это вопрос спорный. И в реальной жизни бывает, что литературные течения становятся заложниками собственных идей. На начальном этапе продвигаются «новые ценности», раздвигаются «границы», одерживаются заслуженные победы над «косным и отжившим». Утвердившись же на литературном олимпе, они вынуждены, в силу сформированных ими концепций, подбирать поэтов под свои рамки, не замечая, что после эпохи деструкции всегда наступают времена классические или псевдоклассические. Русский язык, безусловно, не стоит на месте, но всегда возвращается через «языковую смуту» к истокам.
Лично мне ближе мнение главного редактора журнала "Арион" Алексея Алёхина, что сетевая поэзия представляет из себя виртуальное сверхЛИТО, хотя и к такому тезису необходимо кое-что добавить. С трудом представляется литературная студия без мастера, ее возглавляющего. Когда мы говорим о студии «Луч» Игоря Волгина или студии Кирилла Ковальджи, то видим не только аудиторию, где группа молодых и не очень людей читает друг другу свои стихи, предаваясь одновременно комментированию вслух. Мы еще помним об атмосфере духовного общения, академичности и наставничества. Экран монитора не может заменить непосредственного взаимовлияния, которое заключается не только в оценках, но и дает нечто большее, трудноуловимое и мистически необъяснимое.
Именно поэтому индивидуальные проекты, столь успешные в реальной среде, заведомо обречены на неудачу в мире виртуальном. Поэзия в сети - это предпоэзия, где институт литературного наставничества подменяется концепцией. Сетевая поэзия – это способ пишущему человеку задуматься о своем месте в настоящей литературе и научиться критически оценивать свои тексты и тексты окружающих. Сеть создает необходимую нагрузку «стандартизацией», лишь преодолев которую автор может выйти на абсолютно новый для себя уровень письма и осмысления действительности, то есть мира реального.
Присутствие талантливого автора только в сети столь же губительно для его литературного развития, как и полное его нежелание участвовать в сетевых играх, так как, по сути, сетевая поэзия создала как нового читателя, так и нового автора.
Сетевому читателю ближе автор, который всегда отвечает на рецензии под своими произведениями, размещенными на сайтах со свободной публикацией, с которым можно запросто поболтать в чате или по ICQ. Сетевая поэзия возродила греческие театральные соревнования или, если хотите, окунула нас в атмосферу открытых поэтических конкурсов серебряного века. То есть, время-писателя затворника проходит или прошло, автор больше не может себе позволить просто давать миру свои произведения, не предоставляя читателю возможности общения, если не реального, то хотя бы виртуального. Сеть, как стихийный регулятор, сама «решает» за писателя, и либо вытолкнет переросшего ее автора в мир высокой литературы, либо окончательно маргинализирует его, выдав на всю оставшуюся жизнь «волчий билет» от сетевой литературы. Столь нелестный знак означает, что читатель не может общаться с таким творцом или же должен всегда обращаться к нему в позе почтительного просителя или посетителя прихожей высокого чиновника.
Поэтому разговор о том, что реальная литература со временем уйдет в сеть, видится надуманным. Человек, специально выпячивающий такую позицию, походит на иллюзиониста, ловко орудующего общественным мнением. Литература никогда не уйдет в сеть полностью, ибо нелепо предполагать, что радиоспектакли нашей с вами юности или зрелости могли отменить чтение книг, а телевизор - разрушить театр. Уже сейчас наблюдается процесс сближения и смешения сетевой литературы и литературы «реальной», а со временем ярлык «сетевой автор» будет восприниматься как нонсенс или будет непонятен широкому кругу людей литературы. В подтверждение этого тезиса приведу в пример сайт проекта "Журнальный зал", где любопытствующий читатель может ознакомиться не только с «толстыми» журналами, выходящими в России, но и с зарубежными русскоязычными изданиями. Невозможно представить, чтобы тридцать лет назад "юноша бледный с взором горящим" из интеллигентной семьи мог без посещения библиотеки областного центра одновременно прочесть «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Иностранную Литературу», «Континент» и прочее, прочее, прочее.
Конечно, вы спросите: а может ли сейчас? Скорее всего, нет – от бедности нашей. Но ведь сайт посещают, значит - читают. Вопрос: кто читает и как читает? Не сам ли способ чтения, а главное предмет чтения, указывают на новую грань извечного спора отцов и детей? На презентации нового литературного журнала «Сетевая поэзия», которую на фестивале проводил его главный редактор Андрей Новиков, больше всего из услышанного запомнился озвученный принцип работы редакционной коллегии издания: «Редакция рукописей не только не возвращает и не рецензирует, но и не берет». Можно ерничать и язвить, но если вдуматься, то окажется, что оформлен новый метод работы литературного редактора, который из профессионала, отвечающего за отбор принесенных поэтических текстов, из хранителя вкуса и традиций, ко всему прочему превращается во вдумчивого исследователя сетевых залежей. С упорством Порфирия Порфирьевича, без личного контакта, полагаясь лишь на текст, как таковой, он отыскивает новые дарования. Пусть придется перелопатить тонны пустой породы, но тем ценнее окажется обнаруженное зернышко поэзии.
Изменившийся читатель, изменившийся автор, изменившиеся редакторы, разные подходы издательств к виртуальным поэтам и электронным произведениям. Александр Житинский, руководитель книжно-сетевого издательства "Геликон плюс" (Спб) уже много лет присутствует в литературном Интернете. С его помощью и благодаря его поддержке вышла не одна книга сетевого автора, и одна из последних - "Айловьюга" - неоднократного победителя виртуальных конкурсов Александра Кабанова еще одно подтверждение этому. Александр Житинский издатель избирательный, в некотором роде элитарный; поддерживая высокий уровень выпущенных им книг (как полиграфический, так и художественный), он тем самым подтверждает тезис об отсутствии сетевой поэзии как самостоятельного явления, о ее подчиненности литературному процессу в целом. Вполне объяснимо, что наравне с концепцией "отыщи и высвети" существуют печатные дома, позволяющие практически любому автору издать книгу своих произведений. Руководитель издательского дома "ЛАД" Алексей ЛАД озвучил свою позицию в деле книгопечатания: доступность и демократичность для всех представителей сети. И пусть меня осудят или же скажут, что я потакаю не самому верному пути, но мне его позиция ближе. Ближе хотя бы потому, что не выстраивается Берлинская стена между читателем и автором.
Вообще, было приятно и неожиданно наблюдать, как непосредственные организаторы фестиваля в доме отдыха "Липки" читают свои произведения не во время поэтического марафона "нон-стоп" и не из кресел президиума на главной сцене, а отстояв положенную очередь к общедоступному микрофону под открытым небом. Громкие чтения привлекали не только читающих, но и отдыхающую публику, которая не раз выказывала одобрение происходящему.
Вспоминается реплика одного из гостей круглого стола, постоянного участника Грушинского фестиваля авторской песни: "Я здесь наблюдаю людей, искренне увлеченных идеями, а не обсуждающих методы извлечения материальных благ." И это «поэзия для бюргеров и о бюргерах»? Не стоит так уж нелицеприятно относится к буржуазности. Литературное объединение "Рука Москвы" (его представитель на слете - Олег Шатыбелко), сообщество сетевых авторов, скорее играет в нее, чем ей поклоняется. Сама мысль - совместить на фестивале дух бардовских слетов с высокими мероприятиями в стиле пен - клуба, оказалась как новой, так и плодотворной. По крайней мере, все чувствовали себя в своей тарелке: и высокие гости, и представители сети. Нарядный холл гостиницы, поэтические слушания, круглый стол, книжная ярмарка, журналисты центральных изданий с одной стороны, и свободное общение, атмосфера праздника и "реальные встречи виртуалов" - с другой.
Запомнилось выступление авторов журнала "Арион" и альманаха "001" Глеба Шульпякова, Инги Кузнецовой, Дмитрия Тонконогова, Санджара Янышева и Александра Сороки с программой, близкой к представленной ими чуть ранее в "Театральном особняке".
Кажется, что сеть живет отдельной от мира профессиональной литературы жизнью, но проходят чтения в Калининграде с участием сетевых поэтов, а к сентябрьскому юбилею Максимилиана Волошина в Крыму приурочен сетевой Волошинский литературный конкурс (празднования пройдут с участием редакционной коллегии сайта Поэзия.ру, на фестивале его представлял редактор Андрей Коровин). По-моему, «коктебельскому мистификатору» сетевая поэзия понравилась бы.

Харченко Вячеслав, редактор журнала "Сетевая поэзия", редактор интернет-проекта "Термитник - Поэзии".

 комментарии