1
 Рукомос - Новая Буржуазная Поэзия Международная литературная Волошинская премия

 

Разделы сайта


  На главную
  Манифест
  Люди
  Площадки
  Тексты
  Выступления
  Книги
  Заседания
  Статьи
  Отчеты
  IMHO
  Общага
  Форум
  Контакты

Для зарегистрированных членов ЛИТО

  Имя:

Пароль:


Литафиша.Ру



Rambler's
Top100 Rambler's Top100



МОСКОВСКИЙ СЧЁТ ЛУЧШЕ ГАМБУРГСКОГО?

Сколько перьев и копий было сломано в последнее время вокруг новой поэтической премии «Московский счёт»! А побывав вчера на вручении этой новоявленной премии, я бы сломал их все! Только что бы это изменило?

Ничто не берётся ниоткуда и не уходит в никуда. Простой закон сохранения энергии. А как много в этом звуке – не передать! Вот давеча Дима Кузьмин объявил о закрытии «Вавилона». Казалось бы, ну при чём тут Бунимович с его «Московским счётом» и закрытие «Вавилона»?! А оказалось – очень даже причём!

Господин Бунимович, поэт и депутат, писатель и политик - почти что Евтушенко нашего времени. Став депутатом Мосгордумы, господин Бунимович начал реализовывать свою культурную политику и три года назад умудрился провести на деньги мэрии Московский фестиваль поэзии. Начинание прижилось. В нынешнем году фестиваль, названный не по-детски импортным словечком «биеннале» проходил уже не просто так, а под громким слоганом «Москва – город поэтов». Неделю столица бурлила, литераторы, причислявшие себя к поэтам, неделю не ходили на работу, много читали стихов, ещё больше пили – короче: всё было как нельзя более поэтично. Даже бомжи на этот раз узнали, что Москва – город поэтов – из рекламных плакатов, расклеенных в метро. Вот что называется – правильный пиар!

Правда, я не увидел на фестивале огромного количества поэтов небунимовичной ориентации – покойного уже Юрия Поликарпыча Кузнецова и многих-многих других. Не было их ни среди выступавших, ни среди зрителей. В таком огромном городе, как Москва, в такой огромной стране, как Россия, где только ленивый не пишет стихов, а все неленивые тянутся в Москву, фестиваль-биеннале собрал от силы сотню зрителей и слушателей, если не считать открытия, на котором численности добавили журналисты и родственники. Но это, как говорится, детали, главное – дело сделано, et cetera! Но, господа, чем дальше в лес – тем больше et cetera…

Я имею ввиду, конечно же, «Московский счёт». На сайте Фонда творческих проектов опубликован список 156 поэтов, которые как бы составили грандиозное цеховое жюри премии. Заявлено, правда, было, что в голосовании участвуют 100 московских поэтов, но цифры уже кончились, а рука составителя списка голосующих никак не могла остановиться… В итоге с трудом остановились на 200 третейских судьях. 156 из них, как известно, посчитали себя вправе. Т. Бек, С. Гандлевский и Ю. Мориц участвовать в голосовании отказались, за что им сердечное спасибо. Что же касается громкого заявления Бунимовича о том, что в жюри современного «цеха поэтов» – представители «всех литературных поколений, традиционалисты и авангардисты» - то это всего лишь сладкая ложь. Эти самые представители всех и вся – весьма близкие по духу Бунимовичу люди, представители так называемого «леводемократического» крыла русской литературы. Однако нет там ни В. Устинова, президента Академии поэзии России и хорошего поэта, ни В. Кострова, председателя Пушкинского фонда, известного и плохого поэта (коих немало в списке Бунимовича) и т.д.

Среди жюрейного цеха между делом оказались и те, чьи книги предстояло жюрить. Правда, положение о премии не опубликовано, механизм голосования не до конца понятен. Известно лишь то, что запрета голосовать за себя не было. По факту за себя не постыдились проголосовать лишь трое из номинантов, как сообщает заключительный пресс-релиз. Жаль, что не названы имена. Было бы интересно узнать, кто считает себя более достойным, чем, скажем, Лиснянская или Кублановский.

Ну, да это ещё полбеды. Мне непонятно, как и кем отбирались издательства, «постоянно и последовательно работающие с поэзией». Почему, например, в их список не попало издательство А.Богатых и Э.Ракитской «Э.Ра», именно «постоянно и последовательно» работающее с поэзией? В этом случае список номинированных книг был бы уж точно пунктов на 10 поболе. Причем, достойных пунктов. Впрочем, судя по тому, что издательство «АРГО-РИСК», как и ряд других, «родственных» издательств, в список «последовательных» попало, думаю, не ошибусь, если скажу, что составлением списочка баловался г-н Кузьмин.

Книжки, за которые надо было голосовать, «членам жюри», как я понял, не рассылались. То есть предполагалось, что все 156 поэтов должны были сами найти и прочесть 60 книг, выдвинутых на премию. Сомневаюсь, что это могли сделать, например, Иван Жданов, живущий ныне в Симферополе, или Инна Лиснянская, которую мне сложно представить ищущей по книжным магазинам тоненькие пыльные книжки номинантов.

Понимаю желание организаторов охватить жюрением как можно больше действующих в литературе имён. Однако получилось-то опять по Черномырдину. Большинство членов жюри вызывают если не усмешку, то улыбку. Здесь кузьминский «Вавилон» чуть ли не в полном составе (так вот куда закрылся «Вавилон»!) + всё те же Бунимович и Ко, г-да «бунимовичи». Неудивительно теперь, что Кузьмин решил закрыть «Вавилон»! Зачем он ему теперь, когда ДК и Ко – В ЗАКОНЕ? Произошло слияние признанной, узаконенной (во власти и культуре) группировки Бунимовича с до сих пор непризнанной группировкой Кузьмина. И слияние это произошло – в Фонде творческих проектов. «Вавилон» был нужен Кузьмину, пока Дима сам был сопливым мальчишкой, писал плохие стихи и на которого никто не обращал внимания. А все красивые слова о закрытии «Вавилона» - красивые слова и только!

…На вручении премии «Московский счёт» в Центральном Доме художника 30 ноября народу было мало, в основном свои: те, кого таки номинировали, и те, кто таки голосовал. Сотни человек не набралось. Поэтому Бунимович говорил без вдохновения, без чувства, а так – как пономарь.

Второе место по очкам набрал Иван Ахметьев с избранным аж с 1966 года. Я всегда удивлялся, какому уму пришло в голову считать дневниковые наброски Ахметьева поэзией. Бунимович с коллегой во время чтения Ахметьевым своих бессмертных «записок на бумажках» сидели с такими кислыми лицами, что было видно, как же им стыдно в глубине души за голосовавшее «жюри». Надеюсь, что всё-таки стыдно.

На 7-м месте, поделив его с господином Воденниковым, автором вполне «современной» книги «Мужчины тоже могут имитировать оргазм», оказалась великолепная русская поэтесса Инна Лиснянская с очередным «избранным». Она вежливо призналась, что это – первая премия, которую она получила от коллег по цеху. Впрочем, Лиснянской дали не премию, а всего лишь диплом, зато «особый» - за две книги, попавшие в «шорт-лист». Правда, я не совсем понимаю, зачем это живым классикам участвовать в каких бы то ни было конкурсах, будь они и по 100 тыщ рублей? Мне кажется, это унижает русскую поэзию. Впрочем, видимо Бунимович и Кузьмин, взявшие на себя роль главных поэтических арбитров современности, о моральных сторонах своей деятельности не особенно пекутся. Главное – дело, et cetera. Дело – хоть какое-нибудь, хоть бы вот даже и – «Московский счёт».

В «шорт-лист», как модно сейчас говорить, после Ахметьева (№ 2) попали также (в порядке убывания): И.Ермакова, С.Львовский, К. Медведев, Д.Воденников-И.Лиснянская, В. Павлова, Ю.Арабов, ещё раз И.Лиснянская (с другой книгой – новых стихов), Ю.Кублановский, А.Анашевич, А.Поляков, Л.Виноградов, И.Кузнецова, С.Янышев. Но больше всего меня потряс главный выбор бунимовичско-кузьминского жюри! Главная премия в 100 тыщ рублей была вручена мадам Фанайловой, корреспонденту радио «Свобода», даме не просто плохо владеющей русским языком, а – судя по её номинантской книжке «Трансильвания беспокоит» - очень плохо! Ну, подумаешь – Трансильвания девушку беспокоит… это бы ещё полбеды! Но вот – самое характЕрное и харАктерное, пожалуй, для Фанайловой стихотворение:

Бросил девушку, бросил девушку,
Как стаканчик, бл., одноразовый
Дал ей медную, на х., денежку:
Мол, ни в чём себе не отказывай…

И это – лучшая книга года! То есть книга, которую, видимо, по мнению депутата Мосгордумы и кандидата в депутаты Госдумы Бунимовича, должна штудировать и заучивать наизусть молодёжь в рамках программы Фонда «Современная поэзия и молодёжь»?! Браво, господа! Русская литература одержала очередную нелёгкую победу. На этот раз – над собой.

Малую премию (50 тыщ рублей), вручаемую автору, не успевшему состариться до 35 лет, и набравшему наибольшее количество голосов среди молодых да ранних, получил «вавилоновец» Станислав Львовский. Тут уж, как говорится, комментарии излишни! Господа финалисты «шорт-листа» И. Ахметьев, И.Ермакова, В.Павлова, Ю. Кублановский, Ю.Арабов, Д. Воденников и К. Медведев были отмечены дипломами неопределённой ценности. Впрочем, большинство из них на церемонии одипломливания отсутствовали.

Диплома же удостоилась хорошая поэтесса Инга Кузнецова – «за лучший дебютный сборник». Видимо, для поэтического и душевного равновесия г-на Бунимовича. Перед Анашевичем и Янышевым извинились – мол, чуть-чуть вы недобрали до грамот, ребята, и грамот, то есть – дипломов – не дали. Равно как и отсутствовавшим Полякову и Виноградову. Как сказал на церемонии вручения премии «Московский счёт» г-н Бунимович, каждый поэт, по его мнению, должен завоевать Москву. А Бунимович, видимо, должен в ближайшие дни завоевать Госдуму, чтобы оттуда более целенаправленно проводить политику уничтожения русской литературы в одной отдельно взятой и почему-то до сих пор самой читающей стране мира.

Какой уж тогда гамбургский счёт сможет сравниться с московским?!

Искренне Ваш,
Андрей Коровин,
1 декабря 2003 г.

 комментарии